Удивительные были времена...
Вместо эпиграфа: "О том как поехал с нами (режиссёр Ренат Нуруллин и оператор Владимир Желябов) на кинофестиваль в Саратов с фильмом "Хадия" - НЕКТО, - и "спрятал" его от показа членам жюри фестиваля. По просьбе председателя жюри Алексея Габриловича фильм искали, но не нашли...
В оргкомитете сообщили, что фильм был заявлен для показа и даже демонстрировался в соседнем кинотеатре на видеоэкране. https://youtu.be/FBVWNF0Q22g
А забрал этот фильм всё тот же, некий представитель Башкирского ТВ, под каким-то предлогом и срочно покинул фестиваль".
Мост через Волгу в Саратове
К юбилею окружающие тебя люди начинают проявлять особое внимание к воспоминаниям, иконографическим материалам и официальным документам. И стал я перебирать (фильтровать) свой архив. Как-то было: из популярной газеты попросили меня рассказать о творческой стороне своей жизни... - я "отослал" к Википедии... И, похоже, на меня обиделись. Больше предложений не было.
А статью обо мне в Википедии - впоследствии удалили, - "подсуетились" коллеги, бывшие родственники и недоброжелатели.
NB: ...Вот кое-что о, якобы, "бесплатной и свободной энциклопедии" и как могут манипулировать администраторы и редакторы Википедии РАЗМЕЩЕНИЕМ И УДАЛЕНИЕМ СТАТЕЙ ЗА ДЕНЬГИ.
http://www.istokirb.ru/detail.php?article=5401&sp...
Ну, да, бог с ними... знаю, теперь, кто мне не друг, а враг! Да и статья эта была так себе - "перезапись" из автобиографии... "Висела" статья в энциклопедии почти два года и - несмотря на удаление, - сохранилась в Интернете!
Так вот, перебирая архив в тридесятый раз, а осталось от него всего лишь на один портфель официальных документов, неопубликованных рукописей и сценариев - наткнулся на фотографии к фильму "Хадия".
Автором этих фото был ассистент кинооператора Владимира Желябова, ныне известный оператор и режиссёр Рияз Исхаков.
Учётная карточка из архива Дубравлага, Мордовия (бывший Темлаг)
Из переписки осуждённых "членов семьи изменников родины" писательницы Хадии Давлетшиной и жены писателя Даута Юлтыева, Фатимы Гимрановны Юлтыевой.
Моменты съёмок эпизодов художественно-публицистического фильма "ХАДИЯ".
В прилегающем лесу - подготовка к съёмкам
В зоне. За камерой заместитель начальника по оперативной работе Рассказова
(прозвище "Сказка")
В зоне. Здесь шьют спецодежду для пожарных, 1989 год.
А восемьдесят лет назад героиня фильма
вышивала цветные купоны для мужских сорочек
Необычный ракурс
В зоне.Обсуждение плана съёмок к фильму "Хадия". Дубравлаг, посёлок Явас, Мордовия (бывший Темлаг)
В ожидании вагонзака. Как же без собак?
За создание полнометражного художественно-публицистического фильма "ХАДИЯ" вместе с кинооператором Владимиром Желябовым выдвигались Госкомитетом Башкирской АССР по телевидению и радиовещанию на соискание Государственной премии Башкирской АССР имени Салавата Юлаева.
Но были "отодвинуты" по причине отсутствия, якобы, номинации "Кинематограф" в утверждённом регламенте. Ходили слухи, что не прошли из-за нетитульной национальности... (возможно, "рылом" не вышли?). Сильно переживал оператор Владимир Викторович Желябов - премия "стоила" 30 тыс. рублей. Большие были деньги по тем временам! Я же знал, что не пройдём: выдвижение было формальным - как же, презентация и премьера фильма из Башкортостана на Центральном телевидении, в Москве... Впервые... Да и фильм был резонансным и вызвал большой скандал в определённых кругах.
Скриншоты из фильма "Хадия"
Стоп-кадр. Среди нескольких десятков тысяч метров архивной кинопленки -
в городе Красногорске, - удалось найти кинокадры, запечатлевшие великую башкирскую писательницу Хадию Давлетшину на Первом съезде советских писателей.
Оригинальную музыку к фильму "Хадия" написал ярчайший и самобытный композитор Салават Ахмадеевич Низамутдинов. Он был незрячим - потому пришлось писать экспликацию музыкального оформления: обозначать - озвучивать хронометраж, темы эпизодов и проигрывать вслух дикторский текст и мизансцены. Было непросто, но музыка и песни на стихи Хадии Давлетшиной вошли в картину органично и очень украсили фильм. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D1%83%D1%82%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82_%D0%90%D1%85%D0%BC%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
Благодарен отделу кадров Башкирского ТВ за эти записи - греют душу !
Хорошие были люди... добросовестные. И всё это - правда...
Выступление директора Творческо-производственного объединения "Баштелефильм", кинорежиссёра Рената Нуруллина и публициста, переводчика и поэта Газима Шафикова в одной из первых программ "Документальное кино России" на Центральном телевидении - ведущий программы: народный депутат СССР, член Верховного Совета СССР,
кинорежиссёр Дмитрий Алексеевич Луньков
Речь шла о перспективах развития башкирского телевизионного кино, в частности, и кинематографа России в целом.
Впервые состоялась презентация и премьера башкирского художественно-публицистического фильма "ХАДИЯ"- 12 марта 1991 года на Центральном телевидении по второй программе
Автор сценария - Газим Шафиков, режиссёр-постановщик - Ренат Нуруллин, оператор-постановщик - Владимир Желябов.
ПРИМЕЧАНИЕ 1: Говорили в останкинской телестудии о планах Творческо-производственного объединения "Баштелефильм" и о создании первого в истории кино Республики Башкортостан 3-х минутного мультфильма "Кэм откор?" - "Кто проворнее! " - на основе башкирских сказок и прибауток.
Производство: 1989 -май 1990 года.
Премьера мультфильма состоялась в телепередаче Яркея Якшидавлетова "Замана".
Идея, автор сценария и режиссёр Ренат Нуруллин; автор либретто на башкирском языке Луиза Фархшатова; художник-мультипликатор Азамат Хужахметов; оператор Ильдус Галиуллин; монтажёр Венера Хабирова.
Музыка из произведений композитора Розы Сахаутдиновой и группы "Караван-сарай".
Впервые, по инициативе Рената Нуруллина, появилось башкирское название мультипликации: "одушевлённый рисунок" (с).
И так было...
В 1978 году приглашён на Киевскую киностудию научно-популярных фильмов — "Киевнаучфильм", где работал художником-мультипликатором, принимал участие в создании технических и научно-популярных фильмов.
Стажировался как кинорежиссёр на фильмах: «Технический рисунок» и «Элементы теории относительности А. Эйнштейна» (Специальная теория относительности) — наставник: кинорежиссёр высшей категории
Б. С. Дубровин-Заболотский.
В октябре 1990 года было создано, первое, среди фильмопроизводящих студий регионального телевидения СССР, хозрасчётное Творческо-производственное объединение «Баштелефильм» Гостелерадио Башкирской АССР, с собственной технической базой, которое Нуруллин Р. Х. возглавил в качестве директора. Организовал мультипликационную мастерскую и стал инициатором создания и режиссёром первого башкирского мультипликационного фильма
«Кем откор?» («Кто проворнее?», 1989 год).
Подготовил Технологическую записку («Пособие») по производству
рисованных мультфильмов.
В это же время, содействовал появлению первой телепередачи
о родословной башкир — «башкирское шежере».
Ренат Нуруллин тарифицирован Художественным советом телевидения Гостелерадио Башкирской АССР и получил квалификацию
«кинорежиссер высшей категории».
ПРИМЕЧАНИЕ 2: Начало беседы в студии и часть рассказа об истории создания ТПО "Баштелефильм" - кем-то вырезаны (?!.).
Оригинал фильма на киноплёнке "Кодак" и эфирная видеозапись - непонятным образом, - исчезли из фильмо-видеотеки Гостелерадио"Башкортостан".
Странные были времена !
Представители литературных кругов и национальных образований после премьеры фильма "Хадия" разделились на группы: "ЗА" и "ПРОТИВ". И все они обрушились на меня с претензиями (из фильма понятно -"почему?") - и, в конечном счёте, "уложили" на больничную койку в кардиодиспансере.
Особенно донимали меня влиятельные телевизионные тётки и дяди - дети и родственники некоторых литербоссов - "промышлявших" доносами и плагиатом... - которые, когда-то, "довели до ручки..." героиню фильма.
И не зря начинается история её трагической жизни словами: "Наш фильм - Слово, - в защиту чести и достоинства Хадии Давлетшиной ".
Жестокие были времена !
https://youtu.be/FBVWNF0Q22g (Фильм "ХАДИЯ")
Комментариев нет:
Отправить комментарий